История распространения кофе

Кто подарил нам кофе? Кто и почему запрещал кофе и закрывал кофейни? Вы уверены, что в нашу страну кофе попал благодаря Петру I? И при чем тут козы? У кофе есть своя история и в ней немало интересного.

ГУСИ СПАСЛИ РИМ, КОЗЫ ОТКРЫЛИ КОФЕ

«Никто не познает истины, пока не отведает кофейного блаженства» — писал в 16 в. йеменский шах Абд-аль-Кадир, один из возможных первооткрывателей кофе. Любознательный шейх первый обнаружил целебные свойства кофейных зерен. Это если верить одной из легенд. А как было на самом деле – неизвестно. Может быть, шейх, а может быть, эфиопский козопас Кадим, и не в 16-м  в., а в 9-м? Наблюдательный пастух заметил, что козы, пожевав листья кофейного дерева, начинают буйно резвиться. Кадим попробовал отвар из этих листьев и всю ночь не мог заснуть. Странное изобретение пригодилось настоятелю монастыря: он поил отваром монахов, чтобы они не засыпали во время ночных богослужений.

Зато ученые точно определили место происхождения кофе – это Эфиопия. Из Эфиопии кофе распространился по Ближнему Востоку.

ЗАВОЕВАНИЕ ЕВРОПЫ

С Ближнего Востока и до нынешней Турции недалеко. Именно в Османской Империи стали пить кофе для времяпровождения – в первых кофейнях отдыхал весь Стамбул! В мусульманском мире кофе получил первое признание – и там же встретился с гонениями. В 1511 г. Собор законоведов в Мекке признал кофе «одурманивающим напитком шайтана» . Любителям кофе отрезали язык.

С начала 17-го века был налажен экспорт кофе в Венецию. Хотя и здесь не обошлось без сопротивления. Советники папы Климента VII предлагали ему объявить магометанский напиток нечистым. Но Климент не только сам любил кофе, но и понимал коммерческие перспективы «восточного зелья» — в 1600 г.  он объявил кофе христианским напитком и благословил.

Из Италии кофе быстро разошелся по Европе. Сначала кофейни открывались в Марселе и других портовых городах, чуть позже – в столицах. Кроме поклонников у кофе появились и враги. В Англии врачи объявили кофе вредным, во Франции виноделы называли его «разведенной сажей», в Пруссии Фридрих Великий издал манифест, осуждающий кофе. Кофеманы платили большие штрафы. Любопытна мотивировка Фридриха: «мой народ должен пить пиво». А в той же Англии запретили посещать кофейни женщинам.

Но никакие запреты не могли остановить распространение кофе по всей Европе.

НИДЕРЛАНДСКИЙ ПРОРЫВ

До конца 17 в. Европа только импортировала кофе, пока член правления Голландской Ост-Индской компании Николас Витсен не придумал выращивать кофе в колониях. Саженцы контрабандой привезли на острова Ява, Суматра и Шри-Ланка. Кофейные плантации разрослись так бурно, что вскоре Голландия стала главным производителем кофе в мире. Именно в гостях у Витсена впервые отведал кофе Петр I.

ЗА ПОКОЛЕНИЕ ДО ПЕТРА

При Петре кофе стал обязательным напитком российской аристократии. Им не только потчевали на Ассамблеях, но и, например, бесплатно угощали каждого посетителя Кунсткамеры. Но в России кофе оставался напитком дворянским, кофейня не пришла на смену кабаку.

Интересно, что кофе был известен в России задолго до Петра. В 1665 г. придворный лекарь прописывал царю Алексею Михайловичу «вареное кофе, персиянами и турками знаемое, помогает против надмений, насморков и главоболений».

ПУТЕМ КОЛУМБА

Сегодня мировой лидер кофейного производства – Бразилия. Хотя в Америке – Северной и Южной – кофейное дерево такой же переселенец, как предки ее сегодняшнего населения. В конце 18 в. голландские мореплаватели завезли в Северную Америку зерновой кофе, а в 1720 г. французский офицер Габриэль де Кльё создал здесь первые кофейные плантации.

В те же годы испанцы ввозят кофе в Латинскую Америку. А в Северной Америке популярность кофе достигает таких масштабов, что в 1774 г. Континентальный когресс объявляет кофе национальным напитком. Хотя настоящий кофейный бум у Америки был впереди — во времена Сухого Закона.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Кофе завоевал весь мир, но на этом его история не кончается. Нас еще ждут новые открытия – не географические, а технологические. Новые способы обжарки, новые сорта, новые гибриды, новые кофемашины – может быть, нас еще ждет революция вкуса?